«ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА» Рембрант — Церковь "Великое поручение" в г.Уфа

«ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА» Рембрант

Картина «Жертвоприношение Авраама» хранится в Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже. Приобретена из собрания сэра Роберта Уолпола в Хоу-тон Холле в 1779 года. Размеры полотна 1,93 на 1,32 м.

Одно из самых ярких и знаковых своих полотен «Жертвоприношение Авраама» гениальный голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн написал в 1635 году после смерти своего первенца, сына Ромберта.

Библия была настольной книгой Рембрандта, а живопись стала для художника языком переосмысления библейских сюжетов. В них он находил не только тему для творчества, но и утешение для мятущейся души. Живописец изобразил момент, описанный в Библии в книге Бытие (22:1-13).

«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам!…»

Обреченный Исаак со связанными за спиной руками лежит навзничь на том месте, где через минуту должен заполыхать жертвенный костер. Центральная фигура картины — Авраам, обернувшийся к ангелу-избавителю. Ангел останав-ливает занесенную руку отца, из которой внезапно выпадает кинжал.

Традиционный сюжет становится для Рембрандта испытанием его мастерства, его зрелости как личности, а тема жертвенности — одной из важнейших в творчестве великого художника.

Художник раскрывает нам истину парадоксальности веры Авраама, в ком сталкивается безграничная любовь к сыну с верой в Божье Слово и следование ему. Большинству художников, обращавшихся к данному сюжету, казалось логичным изобразить искаженное ужасом лицо Исаака, отчаяние и растерян-ность Авраама.

Рембрандт переосмысляет эту сцену по-своему. На картине Рембрандта можно почувствовать огромную любовь и доверие Богу. Рука отца покрывает запро-кинутое лицо сына. Этим жестом Рембрандт передает сразу отчаянную реши-мость Авраама и его безмерную жалость к сыну, который не должен видеть руки, его убивающей. Он скрывает от зрителей лицо Исаака, изображая сына, покорного воле отца.

Рембрандт никогда не создавал простые иллюстрации. Его картина – это личная скорбь. Это скорбь отца, который только что потерял собственного ребёнка. Он просто хочет верить в милосердие, в то, что клинок смерти, занесённый над сыном, в последний момент будет остановлен. Поэтому Рембрант придал лицу Авраама не воплощение религиозного рвения, а испуг и гнев. Это взгляд безумца, который только что испытал муки ада.

Основа колорита картины — спокойные холодные тона в серо-зеленой гамме. Однако напряжение вносится мерцанием переливчатых драгоценных камней на кинжале и ножнах, сильным светом, выделяющим обнаженное тело Исаака. Психологическая правда образа настолько глубока, что, кажется, сам художник испытывал необходимость пройти внутренний путь принятия этого мучитель-ного решения.

А жертвенный нож? Рембрандт выписал его в мельчайших деталях. Он находится в свободном падении, а остриём указывает на горло беспомощного ребёнка – смысловой центр картины.

Рембрандт – мастер драматургии. Какая здесь великолепная «пантомима» рук! Руки ангела написаны необычайно плавными, почти прозрачными мазками. Кисти рук Авраама – огромные, смуглые.

Драма, происходящая в тишине, становится еще более пронзительной. Художник смог запечатлеть любовь в христианском понимании. Автор прекрасно изображает богословскую параллель между агнцем и Христом. Здесь ощущается не только воля Бога, но и Его любовь, выраженная ангельским порывом. Так рождается вера, преображающая человека.

Лишь глубоко верующий человек может так пронзительно изобразить евангельский текст. Много позже Ван Гог сказал о Рембрандте следующее:

 «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать… Рембрандт проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке».

Комментарии