Церковь "Великое поручение" в г.Уфа

А.А. Иванов "ЯВЛЕНИЕ МЕССИИ"

 «Явление Христа народу», или «Явление Мессии», как называл свое произве-дение автор, знаменитый русский живописец Александр Андреевич Иванов, — самая большая картина в коллекции Третьяковской галереи: ее размеры сос-тавляют 5,4 на 7,5 метра. Этому полотну и эскизам к нему отведен весь 10-й зал Третьяковки, специально построенный в 1932 году для их размещения.

Сюжет полотна связан с событием, описанным в Евангелии от Иоанна (гл. 1, стихи 29-34), когда Иисус Христос приходит «из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (Матфея 3:10).

Называя этот сюжет «всемирным», в полотне Иванов стремился показать человечество «в решающий, определяющий его судьбу момент». В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя (Предтечи), совершающего крещение людей, собравшихся у каменистого берега реки Иордан. Увидев приближающегося Иисуса Христа, Иоанн указывает на него. Кажется, вот сей-час он скажет: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира…».

Находясь в глубине полотна, Христос тем не менее занимает особое место в композиции: он идёт по возвышенности, отделённый от других действующих лиц, так что создаётся впечатление, что он поднят высоко над толпой. Хотя Христос служит центром всеобщего внимания, содержание полотна раскры-вается не через его образ, а через реакцию других людей на его появление — художник стремился показать «нравственный переворот в душах людей, их порыв навстречу истине».

Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе “лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных” (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына.

Некоторых персонажей картины Иванов писал с реальных личностей — своих современников. Так, в облике «ближайшего ко Христу» человека в красной одежде заметны черты Николая Гоголя, а в виде странника с посохом автор изобразил самого себя.

Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» более 20 лет, с 1837 по 1857 годы, живя в Риме. В последние годы своего пребывания в Риме ху-дожник был занят хлопотами по доставке картины в Россию. Только в 1858 г. Иванов решился отправить “Явление” в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с нею.

В мае 1858 года картина А. Иванова “Явление Христа народу” прибыла в Петер-бург и 28 мая 1858 года показана членам императорской фамилии, высшим представителям государственной власти и президенту Академии художеств великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I. Выставка картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов состоялась в одной из зал академии художеств и стала таким событием в русском искусстве, какого не было со времен К. Брюллова.

После выставки 1858 года за картиной окончательно закрепилось её нынешнее название — «Явление Христа народу». Сам Иванов, как правило, употреблял название «Явление Мессии», реже — «Появление Мессии», «Явление в мир Мессии» или «Иоанн, указывающий на Мессию».

Начиная со второй половины 1830-х годов, эта картина была главным и единственным крупным произведением, над которым работал художник, по-этому часто он просто называл её «моя картина», «моя большая картина» или «мой труд». Название «Явление Христа народу» следует из написанной в 1846 году статьи Николая Гоголя «Исторический живописец Иванов, где он описывал главную тему произведения как «первое появленье Христа народу».

Картина вызвала резкое неприятие в официальных академических кругах, которые утверждали, что автор не оправдал их ожиданий. Но для большинства картина стала в высшей степени замечательным явлением и завоевала творцу “Явления Мессии” горячее сочувствие. Для молодых художников картина стала настоящим откровением и оказала огромное влияние на их творчество.

Художник, столько хлопотавший о вывозе картины из Италии, уставший от унижения, равнодушия и бессмысленных хлопот в России, слег, пораженный холерой.

Через три дня 3 июля 1858 г. Александр Андреевич Иванов скончался. Через несколько часов после кончины живописца стало известно, что “Явление Мес-сии” было приобретено императором Александром II за 15 тысяч, а Иванов милостиво пожалован орденом Святого Владимира.

Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны, многие экспо-наты из собрания Государственной Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск. Крупноформатные полотна накатывали на специально изготов-ленные для этой цели валы, защищая красочный слой папиросной бумагой и мягкой фланелевой тканью. «Явление Христа народу», свёрнутое на вал, не удалось поместить в товарный вагон, и его пришлось перевозить на двух открытых платформах, защитив сверху брезентом.

Вместе другими картинами из Третьяковской галереи полотно «Явление Христа народу» хранилось в свёрнутом виде в недостроенном здании Новосибирского театра оперы и балета. Картины были возвращены в Третьяковскую галерею в ноябре 1944 года.

Комментарии